![]() |
|
Практика по SQ Головные устройства, акустика, кроссоверы, процессоры и много-много других страшных слов |
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
|
![]() |
#1 |
Старейшина
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Краматорск
Возраст: 68
Сообщений: 1,017
Вы сказали Спасибо: 49
Поблагодарили 63 раз(а) в 32 сообщениях
Репутация: 182
|
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#2 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]()
Собственно, теперь сама методика:
Поскольку мой опыт говорит, что определяющий параметр временного согласования полос это фазочастотная характеристика акустической системы, то именно её , родимую, я и буду измерять. Для этого вполне подойдёт программа SpectraLab, моя любимая среди многих измерительных программ. Схема измерения: Один канал выхода звуковой карты через тройник соединяю с линейным входом усилителя (или процессора, или головы) для подачи измерительного сигнала. Второй выход тройника соединяю с левым входом звуковой карты для подачи образцового сигнала. На правый вход звуковой карты подаю сигнал с микрофона и микрофонного усилителя. Для удобства в автомобиле я закрепляю микрофон повязкой или обручем над ухом с той стороны, какую буду настраивать, а сам сажусь на водительское место, ведь пассажирское занято ноутбуком J. Спектралаб перевожу в стерео режим и выставляю «Dual Channel Spectral Processing Options» в «Complex Transfer Functions (Right/Left)». А задерживаю левый канал, ведь полезный сигнал у нас приходит с задержкой на правый вход. На экран вызываю Spectrum и Phase. Выставляю источником сигнала розовый шум, нормальную громкость и чувствительность микрофона, чтобы не было нигде клиппинга. Далее включаю на процессоре или активном/пассивном фильтре необходимую фильтрацию (глупо сказано для пассивного фильтра J) и делаю пробное измерение. Ух! Белиберда какая-то, особенно нравится «забор» на ФЧХ. Ну да, ведь я не знаю, насколько полезный сигнал пришёл позже опорного. Мне помогает утилита Delay Finder. Принимаю её предложение и измеряю снова в том же положении микрофона. Уже на что-то полезное похоже. Тут необходимо небольшое отступление для понимания процесса задержки сигнала и получаемой ФЧХ. Задержка сигнала даёт изменение фазы сигнала в отрицательную сторону, прямо пропорциональную частоте. По этому определению: 1) ФЧХ не может иметь положительного наклона «вверх», так как полезный сигнал не может прийти раньше, чем появится на входе усилителя. Тем не менее, небольшие локальные изгибы вверх на 20-60 градусов вполне возможны. 2) Совершенно равноправны и одинаковы абсолютно прямая ФЧХ, и ФЧХ. наклонённая вниз с увеличением угла наклона с увеличением частоты. (расчёска, вы сами её увидите, если будете измерять). 3) Фаза сигнала +180 градусов равна фазе -180 градусов, это задержка на период волны сигнала. В качестве примера использую свою домашнюю двухкомпонентную акустику на основе 13 см Фокал Полигласс в закрытом ящике. Для измерений и настройки результат будет совершенно одинаковый, если использовать процессор временных задержек или просто сдвигать механически один динамик относительно другого. Процессора под рукой не было, буду пользоваться вторым методом. Итак, вот АЧХ и ФЧХ мидбаса на расстоянии примерно 1м: Забор ФЧХ на частотах выше 5-ти кГц вызван уменьшением отдачи этого динамика и резонансными явлениями в диффузоре, и для моего примера не важен. Посмотрите на АЧХ и ФЧХ твиттера: В этом графике меня интересует диапазон выше 1 кГц. Ну, здесь вроде всё понятно, частота раздела полос просится от 3000 до 4000 Гц. Включаю оба динамика и вижу следующую картину: Совсем не то, что мне нужно. Виден разрыв ФЧХ на частоте 3,6кГц и провал АЧХ на этой же самой частоте. Переверну полярность пищалки (у неё второй порядок фильтра): Несколько лучше, но разрыв ФЧХ никуда не делся, как впрочем, и провал АЧХ. Обратите внимание на наклон ФЧХ ниже и выше частоты раздела! Ниже частоты раздела полос ФЧХ имеет естественный наклон вниз, а выше частоты раздела полос наклона ФЧХ практически нет. Это точный признак того, что сигнал пищалки опережает сигнал мидбаса. Отодвину пищалку немного назад. Вот что получается при отодвигании пищалки на 12 см или задержке сигнала ВЧ на 0,4 мс: Где провал АЧХ на частоте раздела? Где разрыв ФЧХ? Такую систему можно назвать минимально – фазовой совершенно законно, без натяжки. Видна пологая «яма» ФЧХ из-за разного порядка фильтра ВЧ (2) и НЧ (1) на 3800Гц. Видны резонансы АС и диффузора динамика мидбаса на 400, 950 Гц. Видны резонансы комнаты прослушивания на 80, 130, 220 Гц. Но нет разрыва ФЧХ АС, и звук такой системы очень точен без резкости и комфортен без мягкости. Совершенно одинаковым способом стыкуются между собой мидбас с серединкой и середина с твиттером раздельно для левого и правого каналов, затем стыкуется левый мидбас с сабом. Затем вручную, на слух, когда играют только серединки на моно сигнале выставляю задержку между правым и левым каналами по КИЗ из желаемого места на торпедо. Теперь у меня есть все базовые задержки всех динамиков друг относительно друга. Рассчитываем их простым сложением. Полученная настройка акустической системы является минимально фазовой в инструментальном смысле. Опорной или референсной. Я был удивлён совсем другим звучанием басового диапазона и полным ненапряжным звучанием музыки в автомобиле. Однако, вкусы у всех разные и эту настройку можно немного «расстроить» для получения того или иного эффекта: поднять сцену, изменить тональный баланс, подсушить бас и т.д. Удачи в этом нелёгком увлечении! Петрухин Илья ака SOVA 29.11.2010 г. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#3 |
Старейшина
Регистрация: 16.03.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 2,301
Вы сказали Спасибо: 306
Поблагодарили 565 раз(а) в 236 сообщениях
Репутация: 1023
|
![]()
Теперь я понимаю, почему мне так не нравятся твитера вынесенные на стойки: они в этом случае как правило выдвинуты вперёд относительно мида.
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#5 |
Готов поспорить
Регистрация: 19.05.2008
Адрес: Минск
Сообщений: 2,504
Вы сказали Спасибо: 15
Поблагодарили 99 раз(а) в 61 сообщениях
Репутация: 229
|
![]()
Илья, у меня вопрос по методике, конкретно по вот этому моменту:
теперь собственно вопросы: почему именно такая последовательность действий? почему сначала выбор прорядков срезов? почему сначала переплюс, а потом задержка? Вы уверены, что не существует задержки при которой твитер не придется переплюсовывать? а то получается что сначала Вы создаете ветряную мельницу (заведомо не согласованные между собой порядки срезов мид/твитер), а потом успешно с ней боретесь. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#7 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]()
Блин. придётся снова разбирать колонку и переполюсовывать пищ.
![]() Снял же ФЧХ с прямым пищем, вот: Вложение 5396 А кому слабо промерять самому, чем тыкать в клавиатуру? Последний раз редактировалось SOVA; 30.11.2010 в 17:42. Причина: рисунок |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#8 |
Готов поспорить
Регистрация: 19.05.2008
Адрес: Минск
Сообщений: 2,504
Вы сказали Спасибо: 15
Поблагодарили 99 раз(а) в 61 сообщениях
Репутация: 229
|
![]() Илья, я знаю что задержкой и порядками срезов можно свести мид/твитер без переплюсовки одного из динамиков. колонку можете не разбирать. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#9 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]() При первом, третьем и пятом порядке, а также нецелом порядке среза можно не переворачивать твиттер, и если порядки среза неодинаковые тоже иногда можно не переворачивать твиттер. Второй и четвёртый порядок ТРЕБУЕТ переворота твиттера. Это исходит из теории фильтрации сигналов. Вы читаете только то, что вам интересно или всё-таки мои статьи полностью? |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#10 |
Старейшина
Регистрация: 04.03.2010
Адрес: г. Озёрск Челябинской обл.
Возраст: 66
Сообщений: 645
Вы сказали Спасибо: 40
Поблагодарили 103 раз(а) в 79 сообщениях
Репутация: 83
|
![]() Или ваше слово (в которое "не верите") заключается в невозможности согласования с "прямым" пищем? |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#11 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]() А в другом случае углы наклона ФЧХ примерно одинаковы в диапазонах 3000-3500 и 4000-6000Гц. На частоте раздела задержкой можно сместить фазу динамика, но поплывёт сдвиг фаз за полосой стыковки (6000-20000Гц) |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#12 |
Готов поспорить
Регистрация: 19.05.2008
Адрес: Минск
Сообщений: 2,504
Вы сказали Спасибо: 15
Поблагодарили 99 раз(а) в 61 сообщениях
Репутация: 229
|
![]() есть же формула ![]() тоже выше написал. вопрос в другом: объясните, зачем выбирать заведомо ущербные порядки для стыка полос, чтобы потом бороться с ними переплюсовкой одного из излучателей. проведите простой эксперимент, возьмите один единственный твитер, срежьте по вкусу, послушайте, переплюсуйте, снова послушайте. неужели Вы не верите, что звучание будет разным? я даже добавлю: катастрофически разным. но даю гарантию, что у меня в автомобиле все 6 динамиков будут абсолютно синфазны. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#13 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]() Примерно так: |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#14 |
Готов поспорить
Регистрация: 19.05.2008
Адрес: Минск
Сообщений: 2,504
Вы сказали Спасибо: 15
Поблагодарили 99 раз(а) в 61 сообщениях
Репутация: 229
|
![]() ![]() так дополнительная задержка то нужна полпериода, ровно на столько, на сколько нужно, а не так как Вы нарисовали. http://www.sengpielaudio.com/calcula...delayphase.htm и ну и попутно вопрос: почему это условно 16см задежка искорежит фчх выше частоты раздела, а 12см (сообщение 75, рисунок 5) не корежит? просто я слушал много топовых домашних твитеров. абсолютно все лучше играли в прямой полярности |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#16 |
Регистрация: 11.03.2011
Адрес: Kotsubinskoe
Возраст: 53
Сообщений: 299
Вы сказали Спасибо: 19
Поблагодарили 26 раз(а) в 14 сообщениях
Репутация: 65
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#18 |
Регистрация: 11.03.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 299
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 9 раз(а) в 7 сообщениях
Репутация: 35
|
![]() Тоесть, Вы состыковали задержками динамики каждой стороны по вертикали, да? или как? |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#19 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#20 |
Регистрация: 11.03.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 299
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 9 раз(а) в 7 сообщениях
Репутация: 35
|
![]() И ещё про саб, понимаю шо все системы индивидуальны ... ,тем неменее, какими порядками были порезаны саб сверху и мб снизу? И какая разница вышла между реальным расстоянием от микрофона (ушей) до саба и полученным при настройке? Добавлено через 50 минут Добавлено через 55 минут так как в течении почти года Вы так и несмогли ответить на этот мой вопрос, - какие по вашему неущербные порядки , - сочетание каких порядков и для каких полос не есть ущербным? ![]() есть что привести? Последний раз редактировалось N 16; 23.11.2011 в 09:44. Причина: Добавлено сообщение |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Здесь присутствуют: 3 (пользователей: 0 , гостей: 3) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Согласование гейна | Dromstic | Бюджетный автозвук и песочница. | 0 | 29.08.2012 19:43 |
Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос. | KAMIKAZE | Избранное - практика | 0 | 09.12.2011 21:19 |
Лубителям погудеть на частоте 1кГц посвящется. | Cobox | О форуме | 10 | 02.02.2010 19:55 |
Поехали!!! (с) Ю.А.Гагарин и темка про согласование полос... | Olddad | Практика по SQ | 48 | 26.03.2007 17:31 |