|
Практика по SQ Головные устройства, акустика, кроссоверы, процессоры и много-много других страшных слов |
|
Опции темы | Опции просмотра |
01.03.2013, 07:04 | #1 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Выкладываю на обсуждение очередной проект. Релизован пока не до конца, только в виде отдельных составляющих. Пока есть возможность его подкорректировать. Прошу высказать своё мнение.
ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками 1. Предпосылки. В настоящий момент вся автомобильная аудио индустрия совершенно сошла с ума. Все производители (вообще все, и бренды и китайцы) гонятся наперегонки за повышением функциональности автомобильных магнитол, буквально фаршируют головные устройства всем, что можно представить. Один перечень источников сигнала может просто ошеломить, если на него обратить внимание: - CD-AUDIO - CD-ROM - USB MPEG3, WMA, FLAC, ALAC, WAV - DVD-VIDEO - DVD-AUDIO - DVD-ROM - DVD MULTICHANNEL 5.1 - IPOD AUDIO - IPOD MIRROR LINK AUDIO VIDEO - BT PHONE - BT AUDIO - NAVI AUDIO VIDEO - FM RADIO - AUX AUDIO VIDEO и т.д. Просто перечитайте этот список ещё раз! А ведь каждый из этих источников звука является совершенно уникальным устройством, со своими возможностями и требованиями, как к железу, так и к способу передачи аудио информации. Изучив структурные и принципиальные схемы современных мультимедийных аппаратов, я понял, что только для того, чтобы заставить все источники воспроизводить звук на одних и тех же динамиках, требуется вагон и маленькая тележка всевозможных коммутаторов, преобразователей, и микшеров. От одного источника звук идёт в цифре SPDIF, от другого – в аналоговом виде, от третьего – в цифре I2S, от четвёртого в виде TDM потока, от пятого после DSP обработки с нестандартной частотой (32кГц) звук выводится через паршивенький ЦАП, чтобы в аналоговом виде снова преобразоваться в цифровой поток. И вот до чего докатилась техника: топовые аппараты знаменитых производителей этого года выпуска, с процессорами на борту, из несжатых форматов читают только CD AUDIO, так же, как пятнадцать лет назад! Зачем великими потугами гора рожает мышь? Я, наверное, отношусь к тому вымирающему племени, которое прежде всего ценит в аудиосистеме её основную функцию – воспроизведение качественного звука. Все эти мультики на втором плане, как довески, хороши, если они не ухудшают основную функцию. Если система не может качественно играть, то она не нужна в принципе. 2. Описание системы Сложившаяся ситуация подтолкнула меня к созданию собственных аппаратов, которые имеют потенциал донести до слушателя эмоции, вложенные исполнителями при записи музыки. Первым в цепочке был источник сигнала, который я сделал на основе донора – Pioneer DEH-1400 и Pioneer DEH-1500. Несмотря на кажущуюся простоту доработок, решены две главные проблемы воспроизведения звука: 1) Применение отдельного стабилизированного генератора опорной частоты, единого для всей системы, даёт возможность точно воспроизвести цифровой аудио поток; 2) На цифровой выход звуковой сигнал передаётся точно в том виде, в котором записан на исходном файле и со всех источников звука. Кроме этого, удалось перейти на современную базу хранения музыки (USB) и уйти от подвижных деталей. Дальнейшая работа привела к созданию довольно качественного цифрового регулятора громкости. Перехватывая команды управления родным регулятором громкости и селектором входов, я заставил работать дополнительную плату точно так же, как работают оригинальные блоки. У этого источника есть и свои недостатки. Прежде всего, в новом автомобиле для него не предусмотрено места. Хорошо, что у меня Getz в котором штатное место под 1 DIN, а как быть владельцам автомобилей с интегрированным головным устройством? Затем, не всеядность. Воспроизведение CD-AUDIO и WAV 44.1 кГц / 16 бит. В данном случае я говорю о форматах без потерь, так как MP3 в современных магнитолах есть по умолчанию J. Хотя, если реализовать возможности даже данных форматов, уже можно слушать хорошую музыку. Следующий шаг. Источник сигнала ничто без ЦАП. Стратегически место расположения преобразователя цифры в аналог должно быть рядом с усилителем. Пример предыдущей инсталляции в моём автомобиле с головным устройством Clarion HX-D2 и усилителями в багажнике меня в этом убедил. Семь пятиметровых линейных кабелей общей стоимостью больше двухсот пятидесяти долларов отлично портили звук в этой аудиосистеме. В рамках новой концепции лучше иметь один длинный коаксиал с цифрой, чем восемь длинных кабелей с аналогом. Место я выбрал. Теперь речь пойдёт за функционалом. Что минимально должен выполнять блок ЦАП? Прошу посмотреть на блок-схему ниже. Блок должен иметь не только основной вход, но и дополнительный. Дополнительный вход может активироваться при включении AUX входа на магнитоле. Этот вход можно использовать, например, для подключения мультимедийного проигрывателя. Поэтому второй вход должен иметь как электрический, так и оптический разъёмы. Выход S/PDIF не имеет большой практической ценности, но, поскольку он получается автоматически, то его можно использовать для наращивания системы. Регулировка громкости в цифре. Это довольно спорный момент с точки зрения качества звучания. Наилучшим решением считается регулятор громкости на специализированном переменном резисторе. Но многосекционный резистор ALPS стоит немало, и дистанционное управление им – непростая задача. Дополнительно, в довесок к регулятору громкости необходим каскад усиления из-за высокого выходного сопротивления самого регулятора громкости. С другой стороны, если между ЦАП и усилителем нет никаких промежуточных блоков, то качество звука в варианте с хорошим цифровым регулятором оказывается даже выше, чем с пассивным регулятором и дополнительным каскадом. Поскольку я хочу сделать вещь, полезную не только для себя, но и для других людей, необходимо предусмотреть управление громкостью не только с «родного» для этого ЦАПа источника – Pioneer DEH-1500, но и в автономном режиме – от управляющего переменного резистора. Правда, в автономном режиме будет доступна только регулировка общей громкости, без баланса и фейдера, но это уже детали. Переключение входов в автономном режиме осуществляется подачей напряжения +12В на управляющий провод. Задержки. В автомобиле без них невозможно ни сцену построить, ни динамики свести между собой. В данном, минимальном варианте, в ЦАП будет независимая задержка сигналов двух фронтальных каналов. Это позволит согласовать между собой фронтальные каналы и согласовать фронт с сабвуфером. Диапазон задержек 0-5м, шаг 1 см. Выходных каналов планируется четыре. Два (фронт) с задержками, два (тыл или саб) – без задержек. Все каналы работают в полную полосу, и фильтроваться должны в усилителе (если вообще будут фильтроваться). Номинальное напряжение на выходах от 2 до 4 вольт. Запас по питанию позволяет передать до восьми вольт, но я никогда не использую усилитель без запаса по амплитуде. Сам ЦАП построен на микросхеме WM8741 (отношение сигнал / шум - 123дБ, уровень гармоник -100дБ). 24 Бита, частота до 192 кГц. Такие микросхемы выбраны прежде всего потому, что они у меня есть. А ещё потому, что грамотная реализация дельта - сигмы также даёт хороший звук (проверено на опытном ЦАП-е). После ЦАПовый фильтр третьего порядка на одном хорошем операционном усилителе с пересчитанными номиналами и плёночными конденсаторами. Использование только одного операционного усилителя на канал выбрано для уменьшения количества каскадов усиления. Это тоже в рамках данной концепции. Питание и дополнительный сервис. Вопрос организации питания очень важен для воспроизведения качественной музыки. Поэтому применение импульсного блока питания повышенной мощности с дополнительной фильтрацией аналоговыми стабилизаторами – обязательная вещь. Дополнительный сервис заключается в алгоритме управления ремоутом для включения внешних усилителей, исключающим появление щелчков при включении и выключении. Напряжение на выходе ремоута для усилителей появляется только после того, как закончились все переходные процессы в ЦАП и пришёл стабильный цифровой сигнал, а пропадает сразу же после выключения аудиосистемы. При этом сам ЦАП выключается гораздо позже усилителей, чтобы дать спокойно им «заснуть». 3. Лирическое отступление. В этой статье я описал предполагаемые возможности нового ЦАПа. Конечно, большинство людей будут сравнивать данный проект с уже имеющимися решениями на рынке автомобильного аудио. Хочу отметить, что данный подход к получению действительно высококачественного звука в корне отличается от принципа построения любого аппарата из выпускающихся в настоящее время. Поэтому прямое сравнение по отношению функционал / стоимость некорректно. Гораздо более правильно сравнивать данный проект с конкурентами по количеству эмоций, передаваемых к слушателю, по той вовлечённости в музыкальный материал, которую может дать данный проект. В дополнение скажу, что данный проект пока реализован только в виде отдельных модулей, и вынесен на обсуждение принципов построения и необходимых сервисных функций до того, как получен в виде единого блока. Это сделано специально, чтобы учесть пожелания независимых критиков. Ориентировочный срок изготовления такого ЦАП - конец апреля - начало мая 2013 года. |
01.03.2013, 09:41 | #2 |
Старейшина
Регистрация: 16.03.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 2,301
Вы сказали Спасибо: 306
Поблагодарили 565 раз(а) в 236 сообщениях
Репутация: 1023
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Респект и уважуха! Автозвуковые бренды могут сворачивать свою деятельность на Украине...
Добавлено через 26 минут Раз вопрос о пожеланиях, то: мне кажется, ещё два канала задержек и DAC отнюдь не помешали бы. Двухполоска-поканалка с задержками на каждый динамик + саб, это по-моему самая выигрышная конфигурация. Фильтрацию можно выполнить и снаружи, пассивно или активно, а вот задержки - это самое большое богатство... Поэтому просятся четыре канала ЦАП (стерео, миды + твитеры) и один-два канала сабовых. В идеале, конечно, не помешали бы в каналах мидов отключаемые HPF на две-три настройки (а может, и одну даже) для подрезки мидов снизу. Ещё, наверное, не помешала бы подстройка уровней каждого канала поотдельности, например в диапазоне +/-10дБ, хотя и не обязательно. А для настроек всего хозяйства можно было бы если не блютуз, то хотя бы USB прикрутить: подоткнул ноут, выставил птичками конфигурацию ЦАПа и отключился. Последний раз редактировалось Каток; 01.03.2013 в 10:08. Причина: Добавлено сообщение |
01.03.2013, 10:19 | #3 |
Штырлиц
Регистрация: 09.04.2007
Адрес: Ирпень
Сообщений: 4,912
Вы сказали Спасибо: 136
Поблагодарили 355 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 673
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Если будет расматриваться вариант, когда задержки будут использоваться и для сведения вертикальной фазировки, то шаг 1см очень большой, нужно делать меньше.
|
01.03.2013, 19:02 | #4 |
Старейшина
Регистрация: 12.03.2007
Адрес: Львів
Возраст: 53
Сообщений: 2,210
Вы сказали Спасибо: 13
Поблагодарили 307 раз(а) в 99 сообщениях
Репутация: 562
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Теж хочу потиснути руку Іллі.
Щодо роздумів з приводу. Підтримаю Катка, для багатьох машин достатньо затримок ліво-право, але це все рівно накладає певні вимоги до розташування твітерів, особливо правого. А якщо робиться інстал в стилі "сток", це вже проблема. А є такі автомобілі, де взагалі неможливо акустично, тобто без затримок звести твітери з мідами. Тому варіант ЦАПа з 4-ма затримками комерційно значно привабливіший. Хоча зрозуміло, що він стане дорожчим на 2 канали. Так може зробити плату з розрахунку на 4 канали + саб, а в легкій версії (2+1) просто не впаювати компоненти "зайвих" каналів. Також цікавить інтерфейс взаємодії з налаштуваннями ЦАПа. Звичайно, плавно, і по міліметру - взагалі супер, але не так уже й в тому багато смислу. Суджу по своїй роботі з 701-им, а там взагалі 1,7. |
01.03.2013, 20:08 | #5 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Данный ЦАП предназначен именно для систем с пассивной фильтрацией, и больше, чем четыре канала ему не нужно. Достаточно даже три. Добавлено через 6 минут Последний раз редактировалось SOVA; 01.03.2013 в 20:14. Причина: Добавлено сообщение |
02.03.2013, 10:22 | #6 |
Штырлиц
Регистрация: 09.04.2007
Адрес: Ирпень
Сообщений: 4,912
Вы сказали Спасибо: 136
Поблагодарили 355 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 673
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Так что не забывай, что не у всех двухполосные системы с частотой раздела в 3кГц, есть системы, где частота раздела доходит до 10кГц. |
02.03.2013, 10:46 | #7 |
Регистрация: 16.04.2010
Адрес: Запорожье
Сообщений: 13
Вы сказали Спасибо: 10
Поблагодарили 2 раз(а) в 2 сообщениях
Репутация: 6
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
А в общем хочется пожелать успешной реализации обоих этих не простых проектов, да и всего задуманого. |
02.03.2013, 11:51 | #8 |
Старейшина
Регистрация: 12.03.2007
Адрес: Львів
Возраст: 53
Сообщений: 2,210
Вы сказали Спасибо: 13
Поблагодарили 307 раз(а) в 99 сообщениях
Репутация: 562
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Я тут наскоками зараз писати хіба можу. Часу не дуже.
Чергова порція. Виходячи з аналізу тенденцій ринку.. Виробники автомобілів конкретно рубанули серпом по бюджетному і в деякій мірі середньобюджетному відростку галузі автомобільного аудіо. В першу чергу це стосується головних пристроїв. Сучасні автомобілі в основній своїй масі оснащені штатними "головами", вмонтованими в торпедо, заміна яких на інші, навіть з використанням заводських перехідних рамок, в більшості своїй виглядає колгоспним тюнінгом. А ідеальна інтеграція чогось інородного потребує уже чималих фінансових вливань і теж не завжди реалізується в силу нестиковки дизайну. Тому в повний зріст стоїть питання управління усіма додатковими пристроями, які встановлюються в автомобіль. Звичайно, перший варіант - це щось типу альпайнівського рукса. Який має мінус в тому, що його кудись треба встановлювати, тобто все та ж інтеграція. Варіанти "в бардачок" і йому подібні я не розглядаю, тому що це "колгосп". В бардачок можна ставити ченджер, але ніяк не головний пристрій. Пульт. Можна розглядати, як крайній вихід з положення, тому що треба бачити, що робиш. Та й пульти схильні губитися. Сучасні віяння дали поштовх до розвитку нового сегменту - пристроїв типу XCarLink. За винятком зовсім бюджетних авто, більшість головних пристроїв мають вихід на ченджер. І КарЛінк, під'єднаний до "голови" бачиться останньою як ченджер і повністю керується нею. Тут питання лише в тому, наскільки проблематично реалізовувати таке управління. Також прийшла мені, поки пишу, в голову ідея про реалізацію управління зі смартфонів. Основних їх типів не багато - андроїд, айфон, вінмобайл... На смартфон ставиться софтинка, яка через блютуз, наприклад, керує системою. Такий варіант гірший, ніж щось, залізно вмонтоване в машину, але відповідає, так би мовити, віянням часу, тому одразу може не варто відкидати. Далі. У нас є ЦАП, з с/пдіф. І цифра по цьому інтерфейсу на нього звідкись має прийти, з якогось транспорту. Скоріш за все це буде додатковий транспорт, бо де в автомобілі ще взяти цифру? Тобто керувати потрібно і ним, і гучністю ЦАПа. Або робити наступним чином. Є панелька управління/транспорт USB, яка керує ЦАПом в тому числі, а нею теж, опціонально, можна керувати визначеним способом. Маю на увазі, керувати основними функціями - гучність, треки... От тоді панельку можна і в бардачок. Бо якщо не продумати якісну реалізацію способу управління, пристрій буде неконкурентноздатним. Так, він буде користуватись попитом серед автозвукофілів, які готові жертвувати зручністю заради якості звуку, але скільки їх - один на тисячу? Добавлено через 4 минуты Борис К, комерційна привабливість визначається також і ціною... Последний раз редактировалось Рост ®; 02.03.2013 в 11:56. Причина: Добавлено сообщение |
02.03.2013, 19:04 | #9 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
|
14.03.2013, 11:18 | #10 |
Старейшина
Регистрация: 12.03.2007
Адрес: Львів
Возраст: 53
Сообщений: 2,210
Вы сказали Спасибо: 13
Поблагодарили 307 раз(а) в 99 сообщениях
Репутация: 562
|
Re: ФИЛИН DAC-4. ЦАП с задержками
Вчора заїжджав до мене Михаїл, поговорили в тому числі і про цей ЦАП.
І ще раз зійшлися на думці, що серйозним конкурентом він стане тільки при умові хорошої інтеграції в сучасні штатні аудіо системи по управлінню. І єдиний, напевно, варіант - це емуляція підключення ченджера. Тобто, так, як реалізовано в XCarLink. В інших випадках він буде привабливий автозвуколюбителям з автомобілями, в яких є 1-дін місце, а таких усе менше, і окремим фанатам цієї справи, які заради звуку будуть ставити щось через перехідні рамки, в бардачки і т.д, жертвуючи виглядом і зручністю управління. А це втрата значної кількості клієнтів уже зі старту. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Выбор ГУ с временными задержками . | Poma | Бюджетный автозвук и песочница. | 3 | 15.02.2013 20:46 |
ГУ с поддержкой wav и временными задержками. | Andrey0703 | Бюджетный автозвук и песочница. | 51 | 17.12.2012 18:25 |