|
NuWiki | Регистрация | Новые сообщения | Правила форума | Справка | Пользователи | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
Практика по SQ Головные устройства, акустика, кроссоверы, процессоры и много-много других страшных слов |
|
Опции темы | Опции просмотра |
02.05.2011, 18:09 | #201 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Вот сегодня настраивал автомобиль и получил практический материал о фазах и задержках.
Автомобиль Форд Фокус, система двухполосный фронт плюс саб. Мидбасы установлены в штатных местах в дверях, твиттеры посередине стоек. Расстояния от левых мидбаса и твиттера до точки прослушивания одинаковое. От правого мидбаса и от правого твиттера также одинаковое расстояние до точки прослушивания. Я это специально оговариваю, потом понадобится. Голова Алпайн 105, процессор PXA-100. Задача свести воедино эту систему. Как я поступаю. Сначала определяю полосу работы динамиков на слух. Это описано в начале второй статьи. В данном случае получилось – мидбасы до 4 кГц, твиттеры от 2 кГц. Для начала была выбрана частота раздела 3,3 кГц, деление первым порядком. Но затем я измерил отдельно левый мидбас: Как лучше читать АЧХ и ФЧХ динамика в неоптимальном акустическом оформлении, (в автомобиле). Вначале утилитой Delay finder ищем величину задержки прохождения сигнала от линейного выхода звуковой карты до микрофона. Для всех, кто мучал меня вопросами о измеренной фазе или вычисленной, ответственно заявляю: «Спектралаб в режиме «Complex transfer function Left/Right» именно измеряет АЧХ и ФЧХ!». Есть только один нюанс: измеренная ФЧХ рисуется в диапазоне -180…+180 градусов. То есть, если ФЧХ перескакивает от -180 к 180 градусам, то в полном масштабе, линия ФЧХ плавно продолжается дальше к -190…200 градусам. Так вот, на что не следует обращать внимание. Не следует смотреть на резкие изгибы ФЧХ (на этом графике 13, 33, 44, 80, 890, 1300 Гц). Это собственные резонансы салона. Их хорошо видно на АЧХ как провалы иди выбросы. Такие дефекты инсталляции и особенности кузова электрически не лечатся. А на перепад АЧХ и ФЧХ между 1 кГц и 2 кГц стоит обратить внимание. Это верхняя граница работы мидбаса, дальше спад АЧХ и фазовая каша-малаша. Ушами я этого не услышал, но микрофон подсказывает мне, что твиттер надо резать пониже, на 2 кГц (ниже нельзя). И соответственно, не первым порядком. И вот как я вижу АЧХ мидбаса: Ну теперь, поделил мидбас и твиттер 2-мя килогерцами, и пробую ввести задержку в твиттер, чтобы получить более-менее ровную ФЧХ. При всех моих стараниях вблизи частоты раздела фаза сигнала крутится, как уж на сковородке. Но это при синфазном включении мидбаса и твиттера. У меня, как помните, второй порядок фильтра. А что будет, ели твиттер включить в противофазе? Вот что: Надо отметить, что подъём ФЧХ ниже частоты раздела (2кГц) и обратный наклон выше частоты раздела говорит о грубом шаге процессора временных задержек (5 см). А вот теперь сюрприз: Фазовое согласование мидбаса с твиттером при одинаковом физическом расстоянии до динамиков наступает при задержке твиттера на 71,4 см! Как такой инсталл измерить линейкой, я не представляю. И снова ответственно заявляю: при делении вторыми порядками динамик ВЧ надо включать в противофазе! Соответственно, согласование уровней мидбаса и твиттера потребовало уменьшить чувствительность мидбаса на 2 дБ. Теперь переходу к правой стороне. АЧХ тут получилась совсем другая: Вот к вопросу о фазе. Для лучшей наглядности особенностей отображения ФЧХ я инвертировал фазу правого канала и получил более читаемую картинку: Задержка правого твиттера относительно правого мидбаса составила 44,1 см. Правый твиттер звучит на одном уровне громкости с правым мидбасом. Вертикальное сведение готово. Поскольку правая сторона звучит значительно тише левой, убираю чувствительность левого канала на 5 дБ. Дальше убираю микрофон, сажусь на место водителя, и на монозаписи устанавливаю «тётю в центр». Ввожу задержку в левый канал до момента фокусировки КИЗ посередине торпедо. Горизонтальное сведение готово. Последний шаг – привязка сабвуфера к системе. Как я ни старался, наилучшая ФЧХ получилась вообще без задержек в сабвуферном канале! Вот что получилось при включенных всех динамиках на розовом моношуме: Здесь неоптимально подобрана задержка, но фазовая стыковка мидбасов и сабвуфера видна достаточно хорошо. Я думал – откуда подъём ФЧХ в сабвуферной части АЧХ? Скорее всего из-за того, что сабвуфер – закрытый ящик, и является фильтром ВЧ герц на 40. А такие фильтры крутят фазу сигнала вверх. Корректировке АЧХ подвергался только один диапазон – выше 16 кГц для компенсации спада пищалок. Больше ничего курочить эквалайзером не пришлось. |
02.05.2011, 18:54 | #202 |
Старейшина
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Краматорск
Возраст: 68
Сообщений: 1,017
Вы сказали Спасибо: 49
Поблагодарили 63 раз(а) в 32 сообщениях
Репутация: 182
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Все же при частоте раздела 2 кгц - 71,4 см и 44,1 по вертикали вызывает вопрос . Да и разница в задержках ВЧ по горизонтали тоже . Про двухполоски сказать не могу (забыл когда последний раз настраивал) , но в трешках практически всегда выходил в задержках на физическое расстояние до излучателей с максимальным отклонением в половину длины волны на частоте раздела ( в этом случае возможен переворот фазы соответствующего динамика на 180 градусов и соответствующая коррекция задержки )
ПС. Спасибо за картинки . Понравились . |
02.05.2011, 18:59 | #203 |
Старейшина
Регистрация: 04.03.2010
Адрес: г. Озёрск Челябинской обл.
Возраст: 66
Сообщений: 645
Вы сказали Спасибо: 40
Поблагодарили 103 раз(а) в 79 сообщениях
Репутация: 83
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Это равенство звукового давление от каждого излучателя на частоте сопряжения? ...или равенство звукового давление от каждого излучателя на розовом шуме? ... или что-то другое? ... потому как при равных "громкостях" (слева и справа) и точном совмещении фаз, тётя окажется аккурат напротив слушателя... Это так? |
02.05.2011, 20:32 | #207 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Насчёт "разница в задержках ВЧ по горизонтали" не понимаю. По горизонтали задерживается весь ближний канал (левый). И отдельно ВЧ не двигается. Добавлено через 9 минут А кстати, после прослушивания в течение пары часов, хозяин чуть придушил правый твиттер. Так что смысл в ваших рассуждениях есть. Последний раз редактировалось SOVA; 02.05.2011 в 20:42. Причина: Добавлено сообщение |
02.05.2011, 21:34 | #208 |
Старейшина
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Краматорск
Возраст: 68
Сообщений: 1,017
Вы сказали Спасибо: 49
Поблагодарили 63 раз(а) в 32 сообщениях
Репутация: 182
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
|
03.05.2011, 03:22 | #209 |
Старейшина
Регистрация: 30.03.2009
Адрес: Днепропетровск
Возраст: 61
Сообщений: 2,269
Вы сказали Спасибо: 157
Поблагодарили 213 раз(а) в 103 сообщениях
Репутация: 339
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Добавлено через 23 минуты Илья,на графике " ФЧХ правого канала " ты слегка слукавил, рисуя красной линией такую ровненькую, слегка наклонную вниз кривую , в районе -200 град. Если ты внимательно присмотришься, то увидишь, что фаза в диапазоне 1,8 -2.0 кГц резко скакнула вниз на 300 градусов, а в середине этого диапазона заполнение пилообразным выбросом на 90 градусов. Реально, на этом участке красная линия должна упасть вертикально вниз и очень сильно, как в пропасть, по амплитуде на 300 градусов. И только после 2 кГц на графике ФЧХ снова появиться более-менее ровная горизонтальная линия. Так что, на самом деле, на частоте стыковки мида и твитера у тебя большие фазовые проблемы, если судить по твоим картинкам. Кстати, на графике " ФЧХ мидбаса" у тебя та-же проблема - в диапазоне 1,8 - 2 кГц резкий "провал " на те-же 300 град. Почему ты этого не замечаешь? Последний раз редактировалось Куряка; 03.05.2011 в 04:03. Причина: Добавлено сообщение |
03.05.2011, 07:24 | #210 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Я думаю, это возникает из-за особенностей инсталляции конкретных мидбасов в конкретном автомобиле. Там дверь с штатным пластиковым грилем. В данном случае инсталляцию я не правил, работал с настройками. Звук, на мой взгляд, получился достаточно открытым, фокусировка образов чёткая, сцена широкая и ровная, жёсткости циркулярки нет, значит с фазой там всё нормально. Провал правого канала -300 градусов действительно видно на графике инвертированной ФЧХ, я его специально сделал без каляков-маляков, как есть. На самом деле очень наглядны две картинки: левый канал пищ в фазе, левый канал пищ в противофазе. Игорь, не к тебе референс, но всё-же. - Когда я показал картинки из домашки, были претензии по поводу слишком гладких картинок. Когда я показал измерения в реальном неидеальном автомобиле, есть претензии по поводу зашумлённости и не наглядности картинок. Вам никогда не угодишь. Может, бросить это неблагодарное дело? |
03.05.2011, 09:36 | #211 |
Старейшина
Регистрация: 30.03.2009
Адрес: Днепропетровск
Возраст: 61
Сообщений: 2,269
Вы сказали Спасибо: 157
Поблагодарили 213 раз(а) в 103 сообщениях
Репутация: 339
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
|
03.05.2011, 10:31 | #212 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Кстати, на твоих расчёсках тоже ничего не понятно. |
03.05.2011, 11:55 | #213 |
Старейшина
Регистрация: 30.03.2009
Адрес: Днепропетровск
Возраст: 61
Сообщений: 2,269
Вы сказали Спасибо: 157
Поблагодарили 213 раз(а) в 103 сообщениях
Репутация: 339
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Извини, Илья, но не вижу я на этих графиках " монотонности ФЧХ и АЧХ" на частоте раздела. Да и на других частотах тоже. Наверно потому и не меряю все эти АЧХ и ФЧХ. И смысла в этом не вижу. Какой смысл мерять, если отражёнка "засирает" всю картинку? Как в таком случае отделять "зёрна" от "плевел"? Может другие способы измерения ФЧХ нужны , на коротких импульсах, в "узком окне" в доли милисекунды, что-бы отсечь влияние отражёнки? ЗЫ. В моём методе нет " расчёсок".. В моём методе понятные синусоидальные посылки, с началом , концом( если хочется), количеством волн( если нужно), предсказуемой периодичностью, измеряемой и вычисляемой с высокой точностью фазой одного сигнала относительно другого, практически не зависит от переотражений. 2ЗЫ . Я не против твоего метода, я соглашусь с ним и сам готов им пользоватся,если увижу, что он работает. Он должен быть понятный, простой, наглядный, результаты должны быть однозначно трактуемы. Пока всё очень "сыро". "Понимаемый"- теорию фильтров я понимаю , но ещё осталось масса неотвеченных вопросов в этой теме. Хотя-бы по модели. "Простой" - будем считать , что мерять АЧХ и ФЧХ просто. Хотя я до сих пор сомневаюсь, что мы( в том числе и я) это делаем правильно. Каждый по своему.
" Наглядный"- ну нет в этих " расчёсках" наглядности и однозначности трактовки. Иногда АЧХ(ФЧХ) и гладенькая, а звучит мерзко и резко. Иногда "расческа" глаз не радует, а звучит хорошо.Ты сам писал чуть выше об этом. Извини, друг,истина важнее. Последний раз редактировалось Куряка; 03.05.2011 в 12:17. |
03.05.2011, 11:57 | #214 |
Старейшина
Регистрация: 01.07.2008
Адрес: Днепропетровск
Возраст: 52
Сообщений: 3,316
Вы сказали Спасибо: 106
Поблагодарили 155 раз(а) в 110 сообщениях
Репутация: 229
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Илья, малюй свои "наскальные рисунки" дальше, реально интересно!! |
03.05.2011, 12:40 | #215 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Да твой малой на фотке гораздо интереснее
Добавлено через 2 минуты Последний раз редактировалось SOVA; 03.05.2011 в 12:43. Причина: Добавлено сообщение |
03.05.2011, 14:11 | #216 |
Старейшина
Регистрация: 04.03.2010
Адрес: г. Озёрск Челябинской обл.
Возраст: 66
Сообщений: 645
Вы сказали Спасибо: 40
Поблагодарили 103 раз(а) в 79 сообщениях
Репутация: 83
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
... Точно правый (дальний) твиттер придушил? С какой целью? Добавлено через 9 минут А может лучше понемногу и того, и другого? Последний раз редактировалось Вячеслав Меркулов; 03.05.2011 в 14:21. Причина: Добавлено сообщение |
03.05.2011, 18:18 | #217 |
Старейшина
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Краматорск
Возраст: 68
Сообщений: 1,017
Вы сказали Спасибо: 49
Поблагодарили 63 раз(а) в 32 сообщениях
Репутация: 182
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
ПС. А про сигналы , может попробуете просветить ?Впрочем не нужно. |
03.05.2011, 18:30 | #218 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 56
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Кстати, по поводу баланса: мне припоминается, что левый канал мы душили на -5 дБ, ведь одинаковую громкость выставлял по микрофону в точке прослушивания, а от неё до правого канала намного дальше, чем до левого. По моему, так. |
04.05.2011, 13:02 | #219 |
Регистрация: 11.03.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 299
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 9 раз(а) в 7 сообщениях
Репутация: 35
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
Тоесть, к примеру ,в одной инсталяции оси пересечения ВЧ в районе зеркала заднего обзора, а в другой в районе спинки заднего сидения... |
04.05.2011, 14:22 | #220 |
Старейшина
Регистрация: 30.03.2009
Адрес: Днепропетровск
Возраст: 61
Сообщений: 2,269
Вы сказали Спасибо: 157
Поблагодарили 213 раз(а) в 103 сообщениях
Репутация: 339
|
Re: Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос.
|
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Согласование гейна | Dromstic | Бюджетный автозвук и песочница. | 0 | 29.08.2012 20:43 |
Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос. | KAMIKAZE | Избранное - практика | 0 | 09.12.2011 22:19 |
Лубителям погудеть на частоте 1кГц посвящется. | Cobox | О форуме | 10 | 02.02.2010 20:55 |
Поехали!!! (с) Ю.А.Гагарин и темка про согласование полос... | Olddad | Практика по SQ | 48 | 26.03.2007 18:31 |